Города Беларуси - Витебск и Шагал

Я безгранично люблю свой родной Витебск не просто потому, что я там родился, но и, прежде всего, за то, что там я на всю жизнь обрёл краску своего искусства...» Марк Шагал

Уголки родного города Марк Шагал запечатлел во многих своих работах. Витебские мотивы присутствуют в соборах Майнца, Реймса, Сент-Этьена, в художественных театрах Чикаго, Франкфурта-на-Майне, Лондона, в университетах Ниццы, Иерусалима, в центре искусств имени Линкольна в Нью-Йорке, в художественной галерее Сен-Поль-де-Ванс, на плафоне парижской Гранд-Опера, в Нью-Йоркской Метрополитен-Опера, в здании ООН в Вашингтоне. Но, подобно Рахманинову, Шаляпину, Бунину, он остается явлением русской художественной культуры.

«Милая страна» начиналась для маленького Марка с улицы Покровской. Здесь « родился во второй раз», здесь учился и здесь впервые полюбил. «У меня нет ни одной кар тины, на которой Вы не увидите фрагмента моей Покровской улицы. Это, может быть, и недостаток, но отнюдь не с моей точки зрения».

В 1992 году в день рождения Мастера на улице Покровской был открыт памятник Марку Шагалу . Усталый немолодой уже художник присел в кресло, в задумчивости поднеся руку ко лбу. Что вспоминает он, какие образы рождаются в его гениальном воображении? Какой представлял он себе родную улицу спустя долгие годы, проведенные в разлуке с любимым городом? Ответ на эти вопросы мы находим на живописных, пронизанных трепетной любовью к родным местам полотнах великого Мастера.

Юность, любовь, возвышенность чувств, полет души - один образ: это его возлюбленная, его муза, вдохновляющая на полеты над земным, обыденным, с которой так легко парить в небе над крышами родного города. Сюда, в родительский дом, ныне Дом-музей Марка Шагала , привел Марк свою возлюбленную Беллу молодой жены. Вот молодые влюбленные, окрыленные своим чувством, парят «Над городом» . Браки совершаются на небесах, не потому ли на картине «Венчание» распростер свои алые крылья над влюбленными розовый ангел?

На внутреннем дворике Шагаловского дома собирательный образ- «скрипка Шагала» -инструмент, на котором играет душа в минуты скорби и радости, струны, которой - это нити воспоминаний, Витебский вокзал . Шагал не раз покидал Витебск и каждый раз возвращался вновь. От вокзала к центру вела одна из красивейших улиц с нарядными домами и купеческими лавками. Шагал ее помнил как Вокзальную. Где-то здесь находилось фотоателье, где Шагал некоторое время работал ретушером. Ныне это улица Кирова, заканчивающаяся мостом через Западную Двину. По этому мосту бежала, окрыленная любовью, Белла к своему Марку.

Наш мост- рай для нас. С тесных квартир с низкими потолками мы убегаем на мост, чтобы бросить взгляд на небо. В очень тесных улицах неба не видно. Церковь и крыши стремятся ввысь. А там под мостом разливается река. Ветер приносит запах цветов, прохлада проникает в расщелины деревьев. И нет никакого желания сойти на землю, на каменные улицы...» Поэтичнее Беллы Шагал никто не описал красивейшего моста того времени.

Давно уже нет Беллы и Марка, а Двина и Витьба, слившись воедино, плавно несут свои воды в вечность. Витьба, Витебск... Два этих слова созвучны. Отсюда с территории бывшего Нижнего замка, ныне площадь 1000-летия , начинается история древнего города.

Шагал - сын еврейского народа. Однако на протяжении всей жизни Мастер неоднократно подчеркивал, что он русский художник: «Меня хоть в мире и считают «интернациональным», и французы берут в свои отделы, но я считаю себя русским художником, и мне это приятно...» В юном возрасте он посещал хедер, что находился на улице Заручевской (ныне ул. Калинина) еврейскую начальную религиозную школу. Именно в хедере у М. Шагала возник интерес к Библии. библейская тема заняла значимое место в творчестве художника и является одной из главных в наследии Шагала.

Гениальный художник, наставник, учитель, имеющий своих учеников, назначенный уполномоченным по делам искусств Витебской губернии, Шагал создал в Витебске художественную школу В бывшем особняке банкира А. Вишняка (ул. Правды, 5).

В училище преподавали: Добужинский, Тильберг, Пуни, Коган, Якерсон, Лисицкий, Малевич. Здесь родилось движение УНОВИС (утвердители нового искусства), которое возглавил К. Малевич . Всемирную славу Малевичу принесло произведение, получившее название «Черный квадрат». В дни революционных праздников город украшался диковинным, непостижимым для обывателей убранством. Фасад одного из домов (ул. Ленина, 18), выходящий на бывшую Воскресенскую улицу, расписан в стиле супрематического искусства. Кинорежиссер Эйзенштейн, приехав в Витебск, был изумлен: «Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Оранжевые квадраты. Синие прямоугольники. Это Витебск 1920 года. По кирпичным его стенам прошлась кисть Кази-мира Малевича...» Недалеко от Покровской церкви в конце XIX -начале XX столетия стоял небольшой деревянный дом, в котором жил первый учитель Марка Шагала -Ю. Пэн. . Сейчас витебляне заново открывают для себя и всего мира наследие художника Пэна.

«Люблю, понимаете ли, Витебск. Да и как этот город не любить. Красивая задумчивая река с обрывистыми берегами. Я люблю портретность города. Каждый город должен иметь свой портрет. Так вот, наш Витебск отличается от всех городов именно своим лицом», - говорил художник.

Осенью 1900 года М. Шагал поступил в городское училищес ремесленным классом (ул. Ленина, 24), где у него проявился серьезный интерес к живописи. Здесь, в центральной части, хорошо видно своеобразие рельефного облика города, который так любил за красоту и неповторимость Марк Шагал, называвший позже Витебск вторым Парижем, а Париж- «моим вторым Витебском». Все, что здесь когда-то было, сохранили только память и кисть Шагала. Перед нами -современный концертный комплекс, крупнейший в Европе амфитеатр, где проходит знаменитый фестиваль искусств Славянский базар в Витебске» . «Славянский базар» и Шагал - это сегодня лицо города, его визитная карточка в мире искусства, его известность.

В ансамбле площади Свободы здание в традициях позднего классицизма (XIX в.) -Художественный музей . После завершения реконструкции нас ждет крупнейшая коллекция полотен кисти Пэна.

Где-то здесь, за синей речкой, осталась юность Шагала. Прямо за мостом находился отель «Брози» , в котором размещался ювелирный магазин Розенфельдов, где часто назначали свидания молодые влюбленные.

Что бы ни рисовал на своих живописных полотнах Марк Шагал: Эйфелеву башню, Собор Парижской Богоматери или другие уголки волшебного Парижа, почти на всех его полотнах рядом со всемирно признанными шедеврами соседствуют крыши старых домов Витебска, покосившаяся, как бы парящая над землей Ратуша, как символ родного города. Благодаря этим полотнам уголки старого Витебска узнаваемы во всем мире. Как однажды точно скажет о Шагале Анна Ахматова: «Шагал уже привез в Париж свой волшебный Витебск».

Полукруглые ворота, крупные крыши, дома, слитые воедино, резные балконы... Все это больше напоминало стиль застройки западно-европейских городов. Именно такой была улица Суворова (бывшая Взгорская) в XVIII - XX веках. Поднимаемся в гору и оказываемся на бывшей Дворцовой площади, что на Успенке.

Успенская горка была излюбленным местом гулянья горожан. С балкона Губернаторского дворца (XVIII в.) губернатор приветствовал горожан. Марк Шагал часто бывал на Успенской горке в юношеские годы и во времена, когда в здании размещалось революционное правительство.Напротив, в «Арт- центре Марка Шагала» , действует постоянная экспозиция «Марк Шагал в Витебске». Благодаря меценатам из Швейцарии, которые подарили музею офорты и литографии из серий «Материнство» и «Псалмы Давида», уникальные книги по теме «Шагал и еврейская культура», появились на родине оригиналы кисти Мастера.

Бег времени, как течение реки - стремителен и необратим. Река Витьба, запавшая в сердце Шагала, мостом разделяет улицы Толстого и Пушкинскую, на которой установлен памятник А. С. Пушкину . Шагал всю жизнь обращался к творчеству Пушкина, легкость его кисти созвучна легкости рожденных гениальным поэтом строф.

Парят горизонтальные скрипачи, ремесленники, влюбленные. Он к ним присоединился. Небо, полет- главное состояние кисти и пера Шагала.

«В них витражей голубые зазубрины,
С этой неистовой тягою вверх.
Поле любимо, но небо возлюблено.
Небом единым жив человек».

Вряд ли кто из художников настолько, в буквальном смысле, был поэтом, как этот сын витебской земли. Юрий Трифонов скажет о Мастере: «Летающие любовники Шагала - это все мы, кто плавает в синем небе судьбы».

Белоруссия