Архитектура Египта

Облик египетских городов, формировавшийся на протяжении веков, предстает неискушенному глазу в виде затейливого и бессистемного переплетения зодческих стилей и приемов самых разных эпох. В действительности же все это кажущееся архитектурное многообразие, за редкими исключениями, сводится к трем-четырем ведущим канонам: античному, выросшему из эстетики позднего эллинизма, наложившейся на древнейшие достижения зодчих долины Нила; арабо-мусульманскому, вобравшему в себя лучшие черты строительной культуры средневекового Востока; выделяемому в особое направление «османскому» стилю; современному европейскому, изначальная чужеродность которого все более скрашивается, адаптируется к местным условиям и эстетическим запросам. С одной стороны, процесс такой адаптации обусловлен усилиями национальных архитекторов, стремящихся в своих творениях «примирить» Запад с Востоком, совмещая элементы модерна и конструктивизма с традиционными местными формами. С другой стороны, естественный процесс культурной интеграции, о котором уже можно говорить в глобальном масштабе, проявляется и в определенной нивелировке вкусов населения Египта, испытывающих все возрастающее влияние современных урбанистических тенденций «западного образца», таких, как экономичность жилища, оптимизация и функциональное равновесие всех его элементов, включая и декоративные.

При всей грандиозности египетских новостроек (а в какой-то мере и благодаря контрасту, вызванному соседством с ними) композиционной доминантой Каира и других старых городов до последних лет оставался комплекс архитектурных шедевров прежних веков. На западной окраине Каира, в Гизе, возвышаются знаменитые пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена и других древнеегипетских царей, построенные в начале 3 тысячелетия до н. э. Не менее известны храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре, складывавшиеся на протяжении 20 веков. В Александрии, основанной к концу IV в. до н. э., наряду с постройками эллинистической эпохи, сохранились и памятники византийской и коптской архитектур.

Подавляющее большинство произведений мусульманского зодчества сосредоточено в столице и ее окрестностях. Самым древним из них и одним из наиболее известных является мечеть Амра в Фустате (VII—IX вв.), в архитектуре которой (в частности, в оформлении колонн, поддерживающих своды арок) еще широко использовались приемы зодчества греко-римской эпохи. Столь же знаменит и другой грандиозный памятник раннего ислама—-мечеть Ахмеда ибн Тулуна (876—879), в формах и объемах которой уже более явственно проступают черты оригинальной архитектурной мысли мусульманских зодчих. Характерной особенностью этого сооружения, как и некоторых других памятников аббасидской эпохи, является соединение культового здания и крепости.

Ко второй половине X в. относится основание собственно Каира, вскоре ставшего столицей Фатимидов, перенесших сюда свою резиденцию из Туниса. Уже столетие спустя это был один из самых крупных и процветающих городов не только Северной Африки, но и мусульманского мира в целом. От этого времени до нас дошли крупные культовые постройки — мечети аль-Аз-хар, ал-Хакима, ал-Акмар, ал-Джуйуши, а также городские ворота Баб ан-Ниср, Баб аз-Зувайла и Баб ал-Футух. В этих сооружениях достигло непревзойденного совершенства мастерство египетских орнаменталистов и каллиграфов, увековечивших свою фантазию и виртуозность в камне, керамике, гипсе и дереве. Большим своеобразием отличаются и сооружения, возведенные в Каире при Айюбидах и мамлюках. К ним относятся такие эффектные ансамбли, как мечеть-усыпальница султана Хасана (1356—1362) и погребальный комплекс Каит-бея (1483 г.).

Новый этап развития египетской архитектуры связан с подчинением страны османским правителям Турции. Архитектурные достижения стамбульских мастеров XVI—XIX вв. активно перенимались и творчески переосмысливались каирскими зодчими. В этот период в большей степени, чем прежде, заметно сближение инженерных и художественно-стилистических приемов культовой архитектуры с гражданским зодчеством. К XIX в. ощутимо возросло и влияние европейских традиций, например в планировке поздних построек в Цитадели Каира и, в частности, дворца Мухаммада Али. Подлинным шедевром каирской архитектуры XIX в. является роскошная Алебастровая мечеть, построенная по приказу этого правителя в 1848 г.

Но наиболее явственно проступали европейские черты в облике Каира, а за ним и других городов Египта во второй половине XIX в. Появились новые города, жизнь которых отныне определяло открытие в 1869 г. Суэцкого канала: Порт-Саид, Исмаилия, Суэц и Порт-Фуад. После первой мировой войны застройка этих и других городов осуществлялась планомерно. ;В проектировании и возведении новых зданий в этот период участвовали в основном европейские специалисты. Именно к этому времени относится появление пышных, но безвкусных сооружений «псевдовосточного» колониального стиля, в облике которых элементы европейского модерна и конструктивизма эклектически смешаны с отдельными композиционными атрибутами традиционной мусульманской архитектуры.

В наши дни, как и в прежние времена, законодателем и лидером архитектурной «моды» является Каир, облик которого .за последние десятилетия неузнаваемо изменился. Площадь городской застройки выросла более чем вдвое. По плану реконструкции города, утвержденному в 1955 г., перестроены или возведены заново тысячи зданий, десятки улиц и площадей в старых районах Каира - Аз Замалике, Миср ал-Атике, Эзбе-кийе, Булаке, Аббасийе, на островах Рода и Гезира. Разрастаются по обеим сторонам Нила кварталы новой застройки, занявшие былые пустоши и протянувшиеся до горы Эль-Мукат-там и древних пирамид. Практически слились со столичным массивом города-спутники Каира — Гелиополис и Мадинат ан-Наср.

Заметные перемены наблюдаются и во внешнем виде других городов, перепланировка и современная застройка которых ведутся силами национальных архитектурно-строительных кадров. При этом большое внимание уделяется озеленению улиц и площадей, учитываются потребности населения в муниципальных службах, проблемы транспорта, климатическая и производственная специфика городов и поселков страны.

Из наиболее эффектных построек нынешнего столетия можно назвать здание отеля «Хилтон», Каирскую ажурную телебашню, Университетский мост длиной 484 м. Символом плодотворного экономического и культурного сотрудничества Египта с СССР остаются уникальные сооружения Асуанского гидроэнергетического комплекса, построенного в 60-х годах советскими и египетскими специалистами.

Особенно заметные перемены в облике древней столицы наблюдаются в последние годы. В разных местах города поднялись к небу многоэтажные корпуса новых гостиничных и туристских комплексов — «Искандарийа», «Шератон», «Мариотт», «Рамсес-Хилтон», построенных американскими и западноевропейскими фирмами в период «инфитаха»; заканчивается постройка высотного здания министерства иностранных дел в деловой части города. Вертикали новых архитектурных доминант уравновешиваются сетью .вознесенных над крышами старых кварталов многоярусных транспортных эстакад, придающих Каиру черты современного мегаполиса, подобного Нью-Йорку или Токио. С этими памятниками «международного модерна» ярко контрастирует новое здание Театра оперы, возведенное японскими зодчими в северной части о-ва Гезира, в архитектурном облике которого самые современные линии и формы органично перекликаются с элементами позднеосманского стиля. Стремление к возрождению и творческому переосмыслению архитектурного наследия прошедших веков наблюдается и во многих других возводимых ныне общественных и жилых зданиях во всех городах страны.

Египет