Группы населения Египта

По населению Египет -крупнейшая из арабских стран (здесь проживает треть всех арабов) и вторая (после Нигерии) из африканских стран. Этнический состав населения Египта -самый однородный из государств Северной Африки. Для 99% жителей арабский язык является родным, 98% —собственно египтяне, с которыми быстро ассимилируются различные, в том числе арабоязычные, этнические меньшинства. Последние проживают на периферии этнической территории египтян (берберы -на границе с Ливией, беджа, кунуз и махас -на границе с Суданом, арабы Аравийской и Ливийской пустынь и Синайского полуострова), а также в больших городах. Эти меньшинства крайне малочисленны по сравнению не только с собственно египтянами, но и с выходцами из других арабских и африканских стран (суданцы, палестинцы, ливанцы и др.).

Собственно египтяне -этнос долины Нила. Вся их традиционная культура и само существование связаны с этой рекой. До сих пор подавляющее большинство египтян живет на берегах Нила, а также в Александрии и Эль-Файюме, издревле связанных с Нилом -каналами. Недаром две новые области расселения египтян получили осмысление «новых долин» (эль-вади эль-гедид), параллельных великой долине Нила; это цепь оазисов Ливийской пустыни, так и названных -Эль-Вади эль-Гедид, и зона Суэцкого канала. Большая часть территории Египта, занятая пустынями, либо совершенно безлюдна, либо населена небольшими группами кочевых арабов и беджа.

Как и у других арабских народов, среди египтян различаются этнографические группы горожан, сельских жителей и бедуинов, а также этно- конфессиональные группы. Своеобразие Египта состоит в том, что в этнографическом отношении население отдельных больших городов различается очень мало (не так, как в Сирии, Ираке, Марокко), а малочисленные группы бедуинов практически не влияют «а этнический облик страны. Еще одно различие: -почти все мусульмане в Египте представляют собой одну этно-конфессиональную группу, подавляющее большинство христиан -другую.

Наиболее устойчивы две самые многочисленные после собственно египтян группы: нубийцы и синайцы.

Синайцы (около 300 тыс.)—арабоязычная этнографическая группа, переходная от египтян к палестинцам и арабам Северной Аравии, населяющая Синайский полуостров, особенно прибрежные зоны. Здесь живут многие палестинские беженцы; собственно египтяне на Синае -в основном военные, рабочие и служащие, приезжающие сюда на время. Среди синайцев распространяется египетская культура, египетский диалект. Но кое в чем сохраняются и местные особенности.

Нубийцы Египта (около 0,5 млн.)—не менее своеобразная этнографическая группа. Она сложилась во второй половине XX в., после выселения из Египетской Нубии этносов кунуз и махас (говоривших на нубийских языках) и местных арабо-ну-бийских племен (арабоязычных). Переселенные из зоны затопления (создано искусственное оз. Насер) на новые места, где они подверглись интенсивному воздействию -египетского этнического окружения, различные группы населения бывшей Египетской Нубии интегрировались в арабоязычную субэтническую группу. Ее представители выдвинули требование возвратить нубийских феллахов в область их прежнего обитания, на берега оз. Насер.

По традиции в городах Египта нубийцы служат домашней прислугой, сторожами, официантами в ресторанах. У них свои землячества, кофейни. Хотя большинство нубийцев -феллахи или слуги, среди них появились представители различных современных профессий.

Две другие периферийные этнические группы -бишарин и берберы -невелики по численности. Бишарин—самое северное из племен беджа. В пределах государственных границ Египта (в Нубийской пустыне, на юго-востоке от Асуана) проживает только часть бишарин численностью до 20 тыс. человек. Они, как правило, двуязычны: говорят на северном диалекте кушитского языка беджа и по-арабски. Главный шейх племени имеет резиденцию в Асуане. Здесь же проживает еще несколько сот бишарин. До сих нор почти половина племени ведет кочевой или полукочевой образ жиэни, перегоняя на пустынные пастбища от оз. Насер и обратно стада верблюдов и отары овец. В XIX-начале XX в. этнографы описали своеобразное, весьма архаичное земледелие части бишарин на берегах Нила, которые засевали пшеницей небольшие клочки земли, а затем откочевывали в пустыню, чтобы вернуться к своим полям во время жатвы. В настоящее время среди бишарин значительный процент составляют горожане. В Асуане, Каире и других городах Египта бишарин ассимилируются с египтянами. Но те, кто живет в -пустыне, составляют северную часть народности беджа, сложившейся еще в первые века н. э. на основе группы кушитских племен блеммиев, в течение нескольких тысячелетий обитавших в тех местах, где ныне живут бишарин и другие группы беджа Судана и Северной Эфиопии. Большая часть народности беджа (около 1 млн. человек) проживает на территории Судана, некоторая часть -на севере эфиопской провинции Эритрея.

Берберы (не более 1 тыс. человек) обитают на границе с Ливией -в оазисе Сива и на побережье Средиземного моря. Они живут в этом районе уже несколько тысячелетий и говорят еа языке берберской группы афроазиатской семьи, отличающемся от берберских языков стран Магриба. В древности в оазисе Сива (оазис Амона) существовало небольшое самостоятельное царство, испытавшее мощное влияние Египта и, в свою очередь, оказывавшее воздействие на культуру Ливии и Восточной Сахары. В более поздние времена египетское культурное влияние на берберов Сивы также было преобладающим, однако наряду с этим Сива имела связи с берберами и арабами Ливии, народами Центральной Сахары. В настоящее время берберы Сивы и Средиземноморского побережья, живущие в окружении арабов, говорят либо только по-арабски либо двуязычны. По религии большинство их -мусульмане-сунниты, причем некоторые принадлежат к тарикату сенуситов. Небольшую общину в Сиве образуют ибадиты.

Уже полвека идет спор: являются ли египтяне особой нацией или же частью арабской (общеарабской) нации? Этот вопрос -не только академический. Он связан с идеологией арабского национализма, египетского национализма, панисламизма, с актуальными политическими проблемами, языковой политикой и т. д.

Спор по вопросу о нации (или «египетской индивидуальности» -аш-шахсия аль-мисрия) сначала затронул интеллигенцию, затем более широкие образованные слои. В настоящее время он обсуждается сотнями тысяч египетских рабочих в других арабских странах, где с ними нередко обращаются не как с соотечественниками или единоплеменниками, а как с чужим, хотя и родственным по языку и культуре, народом. Учитывая то значение, которое приобрела в современном Египте, в том числе в египетской деревне, эмиграция в другие арабские страны, и то, насколько повысился культурный уровень египетского народа, можно сказать, что проблема национального самосознания стала актуальной для широких слоев населения.

Еще в недавнем прошлом феллахи и низшие слои городских жителей имели самое смутное представление о своей национальной (а «е конфессиональной) принадлежности. Теперь положение коренным образом меняется. Копты, как правило, считают, что принадлежат к египетской нации, часть мусульман утверждает о себе то же самое, другая часть доказывает, что все арабы, в том числе и египтяне, -единая нация, то большинство колеблются или ищут компромиссные формулировки.

Есть мнение , что египтяне -одна из тех частей арабской общности, которая заметно продвинулась по пути формирования в нацию, но этот процесс не вполне завершен. В любом случае можно говорить о египетской (арабо-египетской) национальной культуре. Эта культура отличается ярким своеобразием, в основе которого -многотысячелетняя субкультура феллахов, опирающаяся на мощный субстрат древней египетской цивилизации, сплавленной с арабо-мусульманской цивилизацией.

Египет