Культура Египта, изобразительное исскуство

В истории мировой культуры трудно назвать страну, в которой современные явления с такой сложностью переплелись бы с реалиями, дошедшими до нас из глубочайшей древности, а местные национальные художественные традиции — с достижениями других стран. Наиболее ярко и образно воплощена эта связь времен и народов в известном монументе талантливого египетского скульптора Махмуда Мухтара «Пробуждение Египта» (1928 г.), установленном на площади Баб-эль-Хадид в Каире, а затем — перед зданием Каирского университета.

Истоки египетской изобразительности находятся в высокоразвитом ритуальном искусстве древнего Египта, закат которого на рубеже нашей эры ознаменовался недолгим, но интенсивным проникновением позднегреческой (эллинистической) художественной культуры. С приходом арабов и исламизацией Египта в середине VII в. роль живописного элемента в искусстве страны резко упала, уступив место более абстрактному и бессюжетному, хотя и достигшему в своем роде значительных высот искусству орнамента, каллиграфии и культовой архитектуры. В немалой степени этому способствовала идеологическая система мусульманской религии, в которой пропаганда духовных ценностей с самого начала была основана на устном и письменном слове и предполагала абсолютную невозможность образного воплощения трансцендентной идеи бога. Поскольку, по учению ислама, материальный мир являлся лишь слабым и неверным отражением, эманацией сущности Аллаха, то и изображение реалий этого мира не относилось к числу занятий, достойных правоверного мусульманина. В отличие от европейской культуры, где сюжетная живопись естественно и неизбежно проистекала из образной системы христианства, мусульманский мир, можно сказать, добровольно отказался от живописи и скульптуры — именно тех видов искусства, которые стали ведущими как в Европе, так и во многих других культурных регионах нашей планеты.

Отсюда понятно то удивление, смешанное с явным неприятием, которое вызвали в глазах каирцев зарисовки французских и английских художников, появившихся в стране после экспедиции Наполеона в самом конце XVIII в. и позднее. Понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы эстетическая и познавательная ценность живописи была оценена правящей верхушкой Египта. Первая выставка работ французских художников, организованная под покровительством хедива Тауфика, была открыта в Каире в 1891 г.


Изобразительное искусство

Официальной датой рождения национальной станковой живописи можно считать 1908 год, когда в Каире была учреждена Школа изящных искусств, переименованная впоследствии в Художественный институт. Первыми преподавателями Школы были французские и итальянские мастера, обучавшие молодых египетских художников традициям и приемам европейской живописи, в частности неоклассицизму. После первой (1910 г.) и второй (1912 г.) выставок студенческих работ Школы имена национальных живописцев и скульпторов начали, наконец, появляться в прессе. Первыми выпускниками Школы изящных искусств стали знаменитые впоследствии Юсеф Камил (1891 —1971), Муха мм ад Хасан (1892—1961), Рагиб Айад (1893—1969), Махмуд Мухтар (1893—1934), Ахмад Сабри (1891—1955).

Вторым после Каира крупнейшим центром национального искусства был Александрийский филиал Школы изящных искусств, из стен которого также вышло немало талантливых живописцев и скульпторов. Особенно известны среди них Махмуд Сайд (1898—1964), Мухаммад Наги (1888—1956), Георг Саб-бах (1895—1952). В отличие от каирских живописцев, хотя и тяготевших к национальным образам, но все же достаточно жестко связанных европейской изобразительностью, художники-александрийцы были более свободны в выборе живописных стилей и техники. В их работах преобладают пейзажи, виды Нила, композиции мифологического и этно- исторического содержания.

Говоря об изобразительном искусстве Египта наших дней, нельзя обойти молчанием и такой специфический жанр, как народный лубок в качестве разновидности народной картинки вообще. Хотя период расцвета этого вида искусства приходился на конец XIX — начало XX в. и с развитием профессиональной живописи значение его как кустарного народного промысла заметно угасло, в последние десятилетия наблюдается оживление интереса к лубочным сюжетам и образам. В немалой степени этому также способствовали события периода тройственной агрессии 1956 г., когда каирская художница Сусан Амир (р. в 1935 г.) изготовила серию линогравюр на патриотическую тему, выполненных в характерной для лубка манере и размноженных в большом количестве для раздачи всем желающим прямо на улицах Каира. Позднее, в конце 60-х годов, к лубочной манере обратился Сайд Камил (р. в 1929 г.), до того времени работавший в жанре деревенского примитивизма. Произведения этого художника, выполненные в условно-графической манере декоративной геометризации, обращаются к традиционным лубочным сюжетам из легендарного героического прошлого арабских народов.

Египет