Стамбул, дворцы и музеи

Дворец Топкапы
Известный историк Эвлия Челеби как-то назвал Дворец Топкапы "самым симпатичным падишахским дворцом, созданным человеческими способностями" Человек который живет здесь, не имеет другого выбора кроме как повелевать и править. Сложное строение из террас, коридоров, лестниц и внутренних двориков - словно кусочек мира из сказок 1001 ночи. Дворец, в котором на протяжении столетий правили Османские султаны, сегодня притягивает тысячи туристов со всего мира. Султанский Дворец - один из атрибутов власти на Востоке, таит в себе много качеств - это и резиденция султана, и символ громадной Империи, и центр религии, распространившейся по всему земному шару, и место, где плелись интриги, начинались великие свершения и праздновались успехи.
Дворец, где проживало от 4000 до 5000 человек, был своеобразным городом в городе. В 1465 году Мехмед Завоеватель принял решение построить дворец на месте старого Византийского Акрополя. Великолепный вид, открывающийся с холма, возвышающегося над местом слияния Босфора и Золотого Рога с Мраморным морем, был не единственной причиной побудившей его к выбору данного места. Султан планировал соорудить дворец, который бы стал неприступной крепостью города. Высокие стены от бухты Золотого Рога до Мраморного моря надежно отделяли дворец от внешнего мира. От опасностей, грозивших Топкапы с моря, его защищали стены, возведенные еще Византийцами, вдоль побережья Мраморного моря до стен Теодосия, отделяющих границу города. Несмотря на окружающие его высокие стены, возведенные по периметру башни и массивные ворота, дворец не выглядит воинствующе или угрожающе.


Являясь одновременно и резиденцией султана, и центром управления Османским государством, территория дворца была строго разделена на зоны.


Первый авлу
Двор, связанный с главным входом Баб-и-Хюмаюн, или Высочайшими Воротами, и служивший штаб-квартирой янычар, сегодня место парковки автотранспорта многочисленных посетителей дворца. В левом крыле первого авлу находится Дефтердар Даиреси и Арсенал (бывшая церковь Св. Ирины). В заднем крыле размещается музей Археологии и Чинили Кёшк или изразцовый Павильон, построенный по приказу Мехмеда II.


Второй авлу
Следующие ворота, носящие название Баб-эс Селям, или Ворота приветствия, служили входом во внутреннюю часть дворца. Один пить султан имел право въезжать через эти ворота верхом на коне, все остальные были обязаны спешиваться. В дни приема иностранных посланцев двор заполнялся знатью империи и янычарами в роскошных одеяниях. Порою, число участвующих в церемониях достигало 10000 человек, и иностранные гости поражались тишине, которая царила в авлу, несмотря на огромное скопление народа. Двор, который сегодня ежедневно посещают тысячи туристов, в свое время, был пристанищем ланям, джейранам, козам и павлинам, мирно прохаживающимся в тени деревьев. Сад, являвшийся символом тишины, мира и местом, где организовывались дворцовые церемонии, был своеобразным сердцем Османской Империи. В располагающейся в левом крыле авлу, Куббеалты, собирался Диван, или Верховное Собрание. В купольном помещении, по трем сторонам которого располагались низкие диванчики, покрытые дорогими коврами, в центре восседал Главный Визирь. Султан наблюдал за заседаниями Дивана из за легендарного решеточного окна за местом Визиря. Диван собирался четыре раза в неделю, с воскресенья по вторник, и все вопросы, касающиеся управления государством, решались здесь. На Диване издавались указы, выслушивались жалобы, подписывались смертные приговоры и принимались послы иностранных государств.
По одежде или даже цвету подкладки, покрою рукавов, меху и, самое главное, накидке и бороде можно было легко распознать социальное положение присутствующих.
Визири носили зеленые, муфтии белые, муллы голубые, улемы лиловые одежды. Дворцовые служащие были обязаны носить красные, а шейхи синие платья. В восточной части авлу располагались кухонные помещения. Здесь и готовилась пища для многочисленных постояльцев дворца. Наряду с медными кастрюлями, мисками и сосудами, здесь же представлена крупнейшая в мире коллекция фарфоровой посуды из Японии, Китая и Европы. За третьими воротами, носящими имя Баб-эс Саадет (Врата Счастья) посетителей дворца встречает Арз Одасы (приемная), где, в ожидании приема, проводили время зарубежные послы и визитеры. Султан принимал гостей на дорогих подушках и коврах, раскиданных на полу.
Эндерун (внутренний дворец), находившийся за приемной закрыт для посетителей. Прежде чем приступить к изучению внутреннего дворца, стоит осмотреть гарем. Если сердце Империи билось во дворце, то гарем - это сердце самого дворца. Гарем, отделенный от других секций Топкапы, с его многочисленными коридорами, внутренними двориками, садами, лестничными площадками и более чем 300 помещениями, образующими непроходимый лабиринт, походил на отдельный, совершенно особый и неприкасаемый мир. С учетом наложниц, занятых образованием жен султана, число женщин, проживающих в гареме, при иных султанах, достигало 300,500, а то 1200 человек. Гарем управлялся по строгим правилам - порядок в гареме поддерживала Валиде Султан, или мать султана. Гарем означает запретное, священное и неприкосновенное место. Помимо законных жен султана, в гареме проживало множество наложниц и нянек. Самым влиятельным лицом в гареме был старший евнух. Это был третий человек в Османской Империи после визиря и верховного шейха.


Третий авлу
Прогулка по гарему заканчивается у главного входа в третий авлу. Симпатичное здание на входе - библиотека Ахмеда III, построенная в начале XVIII века. В зданиях, выстроенных в ряд, располагалась бывшая дворцовая школа. Сегодня здесь выставлены дворцовые троны, дорогие одежды, отделанное драгоценными камнями оружие, статуэтки и другие предметы роскоши, имеющие отношение к дворцовой сокровищнице. Дворцовая школа являлась одним из самых важных институтов образования на Востоке, и, одним из немногих заведений, успешно продолживших свое существование при феодальной системе. Из 60 главных визирей, известных на сегодняшний день, 48 получили образование при дворцовой школе, из них четверо визири султана Сулеймана Великолепного.
В бане, находящейся в восточном крыле третьего авлу, выставлена коллекция нарядов султана: ткани, вытканные шелка и искусственного волокна, шелковые кафтаны, одежды и коврики для молитв. Во всемирно известных 4 помещениях дворцовой сокровищницы - бывшей резиденции султана, выставлены на обозрение драгоценности и предметы роскоши. В первой из комнат хранится огнестрельное оружие и кинжалы, подсвечники, специально изготовленные для могилы пророка Мухаммеда в Медине и золотой сундук в форме слона.
Во второй комнате экспонируется известный кинжал Топкапы, сделанный тремя изумрудами, 12 большими и 124 маленькими алмазами.
Фильм, в котором Мелина Меркури играл искусного вора похищающего кинжал, принес этому произведению искусства мировую славу.
В 1747 году кинжал вместе с 69 другими предметами роскоши был отдан в дар персидскому шаху Надиру в обмен на обещание о ненападении на Османскую империю. Однако, после смерти шаха, кинжал был возвращен в Стамбул. На рукоятке кинжала красуются часы, изготовленные по специальному заказу в Лондоне. В третьей комнате хранится самый большой в мире изумруд, а также алмаз "Кашикчи", носящий 86 каратов и оформленный 49 маленькими алмазами. Алмаз получил свое название, которое в переводе с турецкого, означает «ложечник», после того, как будучи найденным, на окраинах Стамбула в XVII веке, был скуплен старьевщиком в обмен на три деревянные ложки. Здесь же выставлены два больших подсвечника, выполненных из чистого золота и и отделанных алмазами, каждый из которых весит 49 кг. Подсвечники были изготовлены по приказу султана Лодуммеджита для храма Каабы в Мекке. Позолоченный трон, украшенный 954 изумрудами и желтыми рубинами, использовался султаном во время приемов Баб-Эс Саадет.
Путь к четвертой комнате сокровищницы пролегает через террасу, c открывающимся живописным видом на Мраморное море. Выполненный из дерева, позолоченный индийский трон, украшенный 2500 жемчужинами, назван именем Надих Шаха. Здесь же хранится меч Сулеймана Великолепного, оружие, отделанное слоновой костью и драгоценными камнями, предметы христианских священников и предполагаемые останки Вафтиджи Яхья. В постройке у входа в четвертый авлу выставлена коллекция миниатюрных турецких и иранских мастеров, имеющая огромную художественную ценность. Турецкое искусство миниатюры достигла пика своего развития в ХV-XVI веках. Томы манускриптов украшали цветы, листья, облака и люди, выполненные мастерами миниатюры того периода.
Оттенки в изображении природы, животных и архитектуры, различия в рисунке использования золота подтверждают тезис о существовании большого количества мастеров этого дела. Хотя, на первый взгляд, образцы турецкой миниатюры схожи с арабской и иранской школой, они, как правило, отражают картины из повседневной жизни, хотя, порою, можно встретить элементы романтики и декоративности и в них. В миниатюрах было исключено использование частичной перспективы, света и теней. В этом же салоне демонстрируются портреты Османских султанов. Наибольший интерес представляет копия портрета Мехмеда II, руки Беллини и портреты Сулеймана Великолепного, Селима III, Абдулмеджита, Абдулазиза и Абдулхамита II.
К сожалению, данная секция нередко бывает закрыта для посетителей.
Останки и личные вещи Исламских духовных лидеров выставлены в Хырка-и Саадет. Накидка, клочок бороды, знамя, меч, принадлежавшие пророку Мухаммеду, а также мечи четырех халифов: Эбу Бекира, Омара, Османа и Али. Кроме того, здесь же хранятся вещи, привезенные из Мекки: ключи от Каабы и позолоченный ларец, предназначенный для хранения священного для мусульман черного камня Хаджер-Уль Эсвед.


Четвертый авлу
Последний двор представляет из себя сад с обширными ступенчатыми террасами, украшенными фонтанами. Здесь же расположены несколько павильонов с живописным видом на Босфор и Золотой Рог, Реван кёшк (1636), Багдат Кёшк (1639), беседка, построенная в 1641 году и Софа Кёшк (XVIII век).
Закончить посещение дворца можно на террасе Меджидие Кёшк или кафе, расположенным ниже, вдоволь насладясь великолепным видом.
Открыт с 9:30 по 17:00 каждый день, кроме вторника.


Дворец Долмабахче
В 1855 году султан Абдулмеджит принял решение о переносе султанского дворца из Топкапы в Долмабахче. Дворец, являющийся творением рук армянской семьи Бальян, был отстроен в стиле "шекерджи", с характерной для этого направления демонстративной роскошью. В дворцовый комплекс также входят мечеть Долмабахче и часовая башня. Основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк скончался во дворце Долмабахче в 1938 году.
Внутреннее убранство дворца гармонично сочетается с отделкой внешнего фасада, растянувшегося вдоль береговой полосы на 500 метров.
Открыт 11 с 9:00 по 16:00 с понедельника по четверг.


Дворец Бейлербей
Дворец Бейлербей, расположенный на азиатской части города, к северу от Босфорского моста, был построен в 1865, в качестве резиденции для гостей султана. Дворец является одним из лучших архитектурных памятников в стиле Османского Рококо.
Открыт с 9:30 по 17:00 все дни, кроме понедельника и четверга.


Айналы Кавак Касры
Айнапы Кавак Касры, находящийся на берегу Босфора и украшенный венецианскими зеркалами, был построен по приказу султана Селима III в XVIII веке, а затем заново отреставрирован в 1830 году. В наши дни дворец является местом проведения культурных мероприятий.
Открыт с 9:30 по 17:00 все дни, кроме понедельника и четверга.


Павильоны Маслак
Комплекс охотничьих павильонов, расположенных в парке, в непосредственной близости от военного госпиталя в Маслаке на дороге Левент - Истиние на севере Стамбула.
Открыт с 9:30 по 17:00 все дни, кроме понедельника и четверга.
Баб-и Али и Алай Кёшк
В период 1843 по 1922гг. Баб-и Али являлся для европейских политиков, тем же, чем является Кремль в наши дни. Напротив административного центра Османской империи расположен Алай Кёшк, павильон известный своей волнообразной крышей и двумя фонтанами.


Кючуксу Касры
Кючуксу Касры - павильон с симпатичными фонтанами на берегу моря, в непосредственной близости от Анадолу Хисары. Павильон относится к XIX веку.
Открыт с 9:30 по 16:00 дни, кроме понедельника и четверга.
Дворец Текфур
Одним из наиболее лучших дворцов, сохранившихся со времен Византийской империи, Текфур был построен предположительно в конце XIII века. Трехэтажное здание возведено между передним и основным рядом стен Теодосия.
Открыт с 9:30 по 12:30 и 13:00 по 17:00 все дни, кроме понедельника.


Археологический Музей
Музей занимает важное место среди музеев данной специализации, поскольку, выгодно расположен всего в нескольких шагах от храма Айя-София, Дворца Топкапы и других хорошо известных античных архитектурных построек. Наиболее популярным экспонатом музея является саркофаг Александра Македонского. Справедливости ради, надо заметить, что хотя самого Александра Македонского в нём и нет, рельефное изображение знаменитого полководца на корпусе впечатляет. Как и исторические сцены из боев и охоты на пантеру и льва. Саркофаг относится к 310 году до нашей эры и прекрасно сохранился до наших дней - возможно даже различить краски. Мраморный бюст Александра Македонского, работы скульптора Лисиппоса, датированный II веком до нашей эры, отражает знаменитого полководца скорее не как властного и уверенного в себе правителя, а беспорядочного молодого человека, преследующие ведомые лишь ему одному цели. Стоит посетить Стамбул только лишь затем, чтобы полюбоваться на этот бюст. Помимо нескольких саркофагов и греческих, римских и византийских столбов, в музее хранятся бюсты римских императоров Авугуста, Тиберия, Марка Аурелия, Диоклетиана, Аркадия и Константина.


Муниципальный музей
В музее, расположенном в медресе в непосредственной близости от акведука Валента, представлена коллекция сувениров и вышивки ручной работы, фотографии старого Стамбула и цветные зарисовки персонажа старинной турецкой теневой игры -Карагёз.
Открыт с 9:00 по 12:00 и 13:00 по 17:00 все дни, кроме выходных.


Чинили Кёшк - Изразцовый павильон
Павильон построенный по приказу султана Мехмеда II,- самая старая постройка на территории Дворца Топкапы.
В архитектурном стиле здания остро ощущается влияние Сельджуков. Внутренняя отделка стен выполнена из разноцветного фарфора, цветной мозаики и позолоты, что ярко отражает следы Сельджуков и раннего Османского периода. Кроме личных вещей султана в музее представлена великолепная коллекция фарфора и керамики разных периодов.
Изник являлся главным центром по производству фарфора в те дни.
После прихода на трон Махмеда II, в Изнике было налажено производство знаменитого бело-голубого фарфора используемого при дворе. Производимый фарфор резко отличался по качеству от аналогичной продукции других Исламских стран. Изникские мастера совершили настоящую революцию, наладив производство фарфора очень высокого качества при низких температурах. В 1545 году Изникскими мастерами был получен большой заказ на фарфоровую плитку для реставрации древнейшей мусульманской святыни в Иерусалиме - храма Куббетусахра (построен в 691 году) Это событие сыграло значительную роль в процессе развития фарфорового дела в Изнике в 1555 -1620 гг. Кроме того, в крайне короткий срок, мастерам в Изнике удалось добавить ярко-красный и оранжевые цвета в палитру красок. При помощи ярких цветов был усилен эффект красок в палитре. Помимо этого, в оформлении начали использоваться тюльпаны, розы, гвоздики и другие цветы, в мельчайших подробностях переносимые на фарфор. Цветы, как правило, сопровождали копьеобразные листья с зазубренными краями либо закругленная ветка. Наносимая композиция, как правило, выходила за пределы одной плитки. Плитки производились квадратной либо прямоугольной формы. Яркая глянцевая поверхность, разнообразие цветов и оттенков на белом фоне создавали атмосферу света, тепла и уюта. Использование фарфора в строительстве достигло своего пика при султане Сулеймане.
Ярким образчиком использования Изникского фарфора помимо Изразцового павильона может служить Багдат Кёшк, гарем во дворце Топкапы,мечеть Рустем Паши иСокуллу Мехмет Паши.
Открыт с 9:30 по 17:00 каждый день, кроме понедельника и четверга.


Морской музей
Современный музей заслуживает внимания, благодаря выставленной здесь коллекции лодок и карты Америки, изготовленной в Османской империи в начале 16 века.
Открыт с 9:00 по 17:00 все дни, кроме понедельника и четверга.


Музей Диван Литературы
Здесь хранятся рукописи известных придворных поэтов. Самая интересная часть дворца - Мевлевихане. В купольном танцевальном зале экспонируются костюмы, музыкальные инструменты и письма "дервишей" которые,жили и танцевали здесь. Мевлана, как и все религиозные секты, в Турции была запрещена Ататюрком в1927 году. Несмотря на это, секта продолжила свое полулегальное существование. В честь основателя движения, суфи Ислама -Мевлана Джелалетдина Руми, скончавшегося 17 декабря 1273 года, ежегодно в середине декабря, в городе Конье, устраивается "Церемония Мевлана". Тысячи мусульман со всех концов Анатолии съезжаются на церемонию, носящую гораздо более глубокий смысл, чем просто фольклорные танцы, По словам самого Мевлана:"Танец - это не просто парить в воздухе, как пылинка,гонимая ветром. Танец – это парить над двумя мирами, разделить свое сердце и отдать свою душу."
Церемония танцев Мевлана(Сема) богата на символы. Головные уборы танцоров конической формы символизируют смерть, в то время как черные одежды - гроб, а белые саван.
Ритмичное вращение танцоров вокруг оси, словно ходьба по воздуху - символизирует бесконечное вращение планет и времен года. Звук флейты, сопровождающий танец - это голос "Ней". "Ней" по древнему поверию, - голос, который оживит мертвецов в день, когда наступит конец света. Церемония танца проходит в музеи каждое втрое и четвертое воскресенье месяца.
Открыт 9:30 по 17:00 каждый день, кроме понедельника.


Музей ковров и килимов
Музей, находящийся на территории комплекса мечети Султана Ахмеда, располагает коллекцией великолепных ковров и килимов, собранных с мечетей Анатолии.
Открыт с 9-00 по 17-00 все дни кроме воскресенья и понедельника.


Музей мозаики
По обеим сторонам улицы экспонируется коллекция напольной мозаики позднего античного периода. Большая часть мозаики вывезена из императорского дворца древней Византии. Сцены охоты, пасущихся животных и диковинных зверей - основная тематика композиций. Открыт с 9-30 по 17:00 каждый день, кроме понедельника.


Военный музей
Оружие, использовавшееся на протяжении девяти столетий, и роскошные походные шатры султанов составляют основной набор экспонатов Военного музея.
Справедливости ради, надо заметить, что коллекция заметно уступает той, что выставлена во Дворце Топкапы. Тем не менее, советуем не пропустить концерты Османского оркестра Мехтер в костюмах янычар.
Представления проходят ежедневно с 15:00.
Открыт с 9:00 по 17:00 каждый день, кроме понедельника и вторника.


Музей Сакыпа Сабанджи
В музее, расположившемся в заново отреставрированном павильоне, представлена богатая коллекция каллиграфического искусства (более 400 экспонатов) и живописи XIX и XX века (более 300 экспонатов).
Открыт с 10:00 по 18:00 по вторникам, четвергам и пятницам;
с 10:00 по 20:00 по средам;
с 10:00 по 17:00 по субботам и воскресеньям.
Закрыт по понедельникам.
Музей Садберк Ханым
В музее выставлена великолепная коллекция, принадлежащая семье Коч, основными экспонатами которой являются археологические находки, относящиеся к периоду 6000 лет до н.э., произведения Османского и исламского искусства, керамические, серебряные и фарфоровые изделия, очень интересна этнографическая секция.
Открыт с 10:30 по 18:00 каждый день, кроме среды.
С октября по март часы работы с 10:00 по 17:00.


Музей турецкого и исламского искусства
Музей находится в недавно отреставрированном дворце Ибрагим Паши на площади Ипподром. Дворец является самым помпезным строением, возведенным по приказу Главного Визиря. Здесь представлена уникальная коллекция ковров Османского и Сельджукского периода. Также огромный интерес для посетителей представляет коллекция миниатюры и каллиграфии, керамика и салон, отделанный в старо-османском стиле.
Открыт с 10:00 по 17:00 каждый день, кроме понедельника.


Музей Рахми Коч
В музее Рахми Коч, расположенном на побережье бухты Злотого Рога, выставлены исторические экспонаты, отражающие развитие транспорта, промышленности телекоммуникаций в Турции.
Богатая коллекция, разбитая по периодам, включает в себя предметы, связанные с авто и железнодорожным транспортом, авиацией, инженерным делом, коммуникациями и морским транспортом, а также мучные инструменты, макеты и игрушки.
Открыт с 10:00 по 17:00 с вторника по пятницу;
с 10:00 по 19:00 по субботам и воскресеньям.
Закрыт по понедельникам.

Турция