Cамаркандская керамика

История развития самаркандского керамического производства насчитывает не одну тысячу лет. В результате археологических раскопок в Афрасиабе найдены разнообразные керамические сосуды — замечательные свидетельства большого искусства мастеров далекого прошлого. Современные самаркандские художники-прикладники во главе с Умаром Джуракуловым осваивают давно исчезнувшие формы и узоры и перерабатывают их в соответствии с запросами современного быта. Таковы, например, декоративные ляганы, созданные в традициях афрасиабской керамики и украшенные геометрическим гравированным орнаментом, в который искусно вплетены арабские надписи. В творческой мастерской Умара Джура-кулова разнообразная фигурная посуда, украшенная орнаментальной росписью, которой присуща свободная живописная манера. Красивы большие и малые ляганы, украшенные крупным цветочным орнаментом, построенном на желтых и коричневых полутонах. Большой интерес представляет его работа над фигурными кувшинами в виде двуглавых коней или фантастических чудовищ и серией национальных керамических игрушек, верблюдов, барабанов, драконов, козликов, воскрешающих мир сказок и фольклора.

suvenirs_640

Вместе со своими учениками А. Мухта-ровым и С. Насыровым усто Умар создал ряд миниатюрных керамических панно, изображающих архитектурные памятники Самарканда и целые жанровые сцены, такие, как « Гончар ». « Семья », « Музыканты ».

В работах мелкой пластики для украшения цветочных ваз мастера применяют лепку и рельефные штампы. Широко применяется также гравировка и обводка элементов орнамента, дополняющие свободную роспись « калями ».

Узбекистан