Декоративно прикладное искусство Узбекистана

babai_640.Мы познакомим вас с декоративно-прикладным искусством и сувенирами одной из самых южных республик бывшего Советского Союза — Узбекистана. Вместе с тем вы узнаете об особенностях этого интересного края, о его своеобразной культуре.

Расположенный на крайнем юге бывшего СССР и перерезанный сетью оросительных каналов и бурных стремительных рек, Узбекистан утопает в зелени садов и виноградников. Обилие зелени в Узбекистане — следствие древнейшей национальной традиции: в честь новорожденных сажать деревья на улицах и скверах. «Тот, кто посадил хотя бы одно дерево, не зря прожил жизнь», — говорит узбекская мудрость. Узбекистан — один из древнейших очагов мировой цивилизации. Многочисленные исторические памятники свидетельствуют о его высоком культурном уровне и национальной самобытности. Предметы, найденные при археологических раскопах в Варахше (под Бухарой), Хорезме и Афрасиабе (древнее городище Самарканда), представляют собой не преходящие художественные ценности и говорят о глубоких исторических корнях узбекской купьтуры. Это головы воинов, божеств, демонов, женские и мужские торсы из камня и дерева, крылатые кони и бесконечное разнообразие фантастических существ.

Настенные росписи во дворцах Варахши и Афрасиаба признаны ныне шедеврами мирового искусства и поставлены в один ряд с произведениями античной живописи. Этим росписям уже 1.300 лет, но до сих пор они поражают свежестью красок и реалистическим изображением человека. Кому неизвестны такие замечательные творения древнего зодчества, как мавзолей Исмаила Самани и Гур-Эмир, нетускнеющие краски бирюзового купола мечети Биби-Ханым и строгие формы медресе Улугбека и Шир-Дор, чьи яркие красочные изразцы будто пронизаны горячим южным солнцем. На узбекской земле жип и творил крупнейший математик и астроном Хорезми, философ Фараби, гениальные ученые-энциклопедисты средневекового Востока Вируни и Ибн-Сино (Авиценна). Б Самарканде великий астроном Улугбек построил свою знаменитую обсерваторию, которую образованные современники считали лучшей обсерваторией своего времени.

В конце XV в. выдающийся поэт и мыслитель Алишер Навои создал свои бессмертные поэмы «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин» и др., которые вошли в сокровищницу мировой литературы и переведены на многие языки мира.

В своем историческом развитии культура народов Узбекистана прошла тернистый и тяжелый путь. Узбекистан — край неповторимый, богатый, интересный. Вот почему к нему с незапамятных времени обращались взоры иноземных завоевателей. Александр Македонский и арабские халифы, Чингизхан и персидские шахи — вот далеко не все, кто пытался завладеть этими землями. Не бесплодные пустыни, а богатства материальной культуры привлекали завоевателей. Не раз в результате опустошительных нашествий цветущие оазисы и города Узбекистана превращались в пепелище, но каждый раз народы настойчиво поднимали из руин свои города, хозяйство и искусство. Древнее искусство возрождалось в произведениях гончаров, ювелиров, ткачей. Начиная с VIII в. узбекские умельцы делают орнамент основным средством декоративного выражения, достигая подчас исключительной виртуозности, развивая и обогащая его на протяжении многих веков. Однако тяга к изображению живого реального мира всегда жила в душе художника, поэтому и в орнаменте мы зачастую видим совершенно реалистические рисунки животных, птиц, а иногда и человека.

В мотивах узбекского узора отражались мысли и чувства народа. Каждая линия подразумевает слово, фразу, выражает определенные понятия. До сих пор в орнаменте не утратилась символика прошлых беков. С воспроизведением птицы, различных растений и предметов связаны легенды и некоторые народные представления.Старые мастера и сейчас с почтением относятся к изображению птицы Анко — символа счастья, плакучей ивы — символа несчастной любви, граната — древнего символа плодородия, яблока — символа радости и здоровья, а изображение сабли старики считают « самым надежным » средством от «злых духов».

Многообразно и красочно искусство узбекского народа, искусство, в котором отразились не только талант, энергия его творцов, но и своеобразие тонкого, воспитанного веками вкуса. Мастерство, становясь традицией, передавалось из поколения в поколение. Более тринадцати видов насчитывает декоративно-прикладное искусство Узбекистана. Керамика, резьба и роспись по дереву, вышивка, ковры, золотое шитье, национальные ткани, ювелирное искусство, чеканка, набойка хранят неповторимые образцы народного творчества.

Не перечесть всех мастеров — создателей декоративно-прикладного искусстваЕжегодно, начиная с /955 г., Узбекистан принимает участие во всесоюзных и международных выставках. Образцы декоративно-прикладного искусства, а также их творцы не раз был отмечены дипломами, золотыми и серебряными медалями. В 1937 г. на Всемирной выставке в Париже, а в 1939 г. — е Нью-Йорке узбекские умельцы получили 37 золотых и серебряных медалей и высшую награду «Гран При». В 1958 г. на выставке в Брюсселе мастера Узбекистана были награждены дипломом первой степени. Художественные изделия создаются народными мастерами в творческом содружестве с художниками-профессионалами. В Ташкенте созданы художественное училище и театрально-художественный институт с отделениями, которые готовят мастеров и художников декоративно-прикладного искусства. Художники, народные мастера, искусствоведы призваны не только дать направление изобразительному и прикладному искусству, но и принять непосредственное участие в создании художественных изделий, отвечающих духу современности. Государственный музей искусства, Музей прикладного искусства в Ташкенте и краеведческие музеи в Хиве, Андижане, Намангане и других городах хранят уникальные коллекции изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Предметы древнейшего народного ремесла дошли до наших дней и стали неотъемлемой частью современного быта. Разнообразен ассортимент изделий декоративно-прикладного искусства и национальных сувениров, ибо нет в Узбекистане такого, даже самого отдаленного уголка, где бы не творили искусные руки узбекских умельцев. И не только отдельные мастера создают образцы декоративно-прикладного искусства. Проблема национального сувенира давно уже решается в условиях художественных фабрик, мастерских художественного фонда и специального Государственного конструкторского бюро. Много лет в Ташкенте выпускает сувениры художественная фабрика «Сувенир», фарфоровый и керамический заводы. Изготовляют сувениры и предприятия Самарканда, Бухары, Хивы, Чусты. С каждым годом все больше приезжает туристов в Узбекистан из разных стран. И каждый хочет увезти с собой не только яркие впечатления, но и оригинальный узбекский сувенир. К услугам туриста — художественный салон, где в большом выборе изделия из камня, дерева с росписью и резьбой, кости или рога, вышитые тюбетейки или миниатюрные сюзане, керамика. Есть в Узбекистане и совсем необычный сувенир, которым можно полакомиться, а можно и оставить на память, — это ароматные, разрисованные витиеватой восточной вязью, огромные лепешки, которые изготовляют только знаменитые самаркандские лепешечники, посвященные в неуловимые секреты изготовления, Необычный сувенир способен много пет хранить память о древнем городе, которому скоро исполнится 2.550 пет. К этому славному юбилею народные мастера уже готовят серию новых интересных сувениров. На месте древнего городища Афрасиаба откроется музей-заповедник, где туристы увидят уникальную настенную живопись далеких предков узбекского народа.

Узбекистан