Площадь Регистан - главная площадь Самарканда.

s5002487_640

Площадь Регистан - главная общественная площадь города Самарканда.

Археологическими исследованиями установлено, что десять веков тому назад здесь находился южный пригород - рабад.
В XIV-начале XV вв. Регистан становится официальным центром Самарканда. Сюда сходились шесть главных улиц, на пересечении которых был построен женой Тимура Туман-ака купольный торговый пассаж - тим.

Во время правления Улугбека (1409-1449 гг.) Регистан теряет значения базарной площади и оформляется как парадно-официальная площадь. Улугбек произвел громадные строительные работы.
На западной стороне в 1417-1420 гг. было возведено здание медресе (высшая духовная школа), на восточной - ханака ("обитель для дервишей"), купол которой, как говорил Бабур, был "очень высокий, во всем мире немного таких куполов", с севера - караван-сарай ("прибежище для караванов"). Таким образом, площадь была оформлена тремя зданиями.
Сделав Регистан ансамблем, Улугбек развил и обогатил архитектурно-градостроительные идеи XIV-XV вв., а эта территория стала средоточием экономической, политической и культурной жизни города.
В XVII веке по приказу удельного правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура здесь осуществляются большие перестройки: в 1619-1636 гг. напротив медресе Улугбека на месте руин ханаки было возведено медресе Шер-Дор, а в 1646-1660 гг. на месте караван-сарая было построено медресе Тилля-Кари.
Этот ансамбль из трех медресе, да торговый купол Чор-су (где располагались продавцы тюбетеек), сооруженный в XVIII веке, дошли до наших дней, являясь составной частью современного облика площади.

Медресе Улугбека. (1417-1420 г.)

Построено по приказу Улугбека, ученого и мецената, и выполняла роль высшего учебного заведения, где обучали не только религиозным, но и светским дисциплинам. Площадь 81х56 м.
Прямоугольное в плане медресе обращено главным фасадом на площадь Регистан. В углах входной группы - обширные купольные дарсханы (аудитории). В противоположной от входа стороне - сводчатая зимняя мечеть. Углы медресе фланкированы минаретами. Квадратный двор обведен двумя этажами худжр-келий (второй этаж утрачен в XVIII веке и был восстановлен в конце XX века). На осях - четыре парадных сводчатых айвана (крытый навес). Композицию главного фасада (h-16,5м) определяет монументальный портал с обширной стрельчатой аркой с минаретами (высотой более 30 м) по бокам. Особенно эффектно мозаичное панно над входной аркой, имитирующее стилизованное звездное небо.
Исключительно богат и разнообразен декор внешних и дворовых фасадов - мраморные панели в основании, резные наборные мозаики, майоликовые панно с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами.
К началу XX века медресе представляет собой руины. Реставрационные работы проводились с 30-х по 90-е годы ХХ века. Был восстановлен портал, второй этаж худжр. По конструктивной схеме, предложенной академиком В.Г. Шуховым, и проектам инженеров М.Ф. Мауэра, Е.О. Нелле, Э.М. Гендель выпрямлены минареты по углам главного фасада.

Медресе Шер-Дор. (1619-1636 гг.)

Площадь 70 х 57 м. Заказчик - правитель Самарканда Ялангтуш Бахадур. Зодчий - Абдулла Джаббар, мастер декора - Мухаммад Аббас.
Медресе Шер-Дор стоит на оси медресе Улугбека, зеркально повторяя его главный фасад: почти те же размеры, та же схема портала со стрельчатым сводом, ребристые купола по бокам.
Особенно примечательна декоративная композиция над портальной аркой. Слева и справа на портале зеркально повторяется геральдическая эмблема: тигр (лев), преследующий лань, на фоне человеколикого солнца. Отсюда и название Шер-Дор - "Львов имеющее".
В решение других фасадов с 54 худжрами (кельями) зодчий применил более развитые методы строительной техники. Здесь нет зимней мечети, задних аудиторий, минареты поставлены лишь по переднему фасаду, два других угла оформлены массивными угловыми башнями.
С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады. В архитектурном декоре применены облицовки из глазурованного кирпича, мозаичные наборы и росписи с обилием позолоты. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов фигурных вазонах, символическое "древо жизни", часто используется в архитектурной орнаментике.
В отличие от внешнего оформления интерьер худжр-келий строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя - для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая для бытовых нужд, антресоль служила спальней.
Реставрация медресе началась с 1924 года. В 1962 году восстановлен декор над аркой главного портала, большие работы были проведены в 70-90 гг. ХХ в.

Медресе Тилля-Кори. (1646-1660 гг.)

Здание, соединявшее функции медресе и соборной ("пятничной") мечети отстроено по распоряжению правителя Ялангтуша Бахадура, и композиционно завершило оформление Регистана. Площадь 75х75 м.
Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами - лоджиями и угловые башни - гульдаста.
Обширный четырехайванный двор по периметру обстроен кельями (два этажа по главному фасаду; один - по остальным). Западную часть постройки занимает купольная здания мечети с двумя смежными галереями на столбах.
В центре - квадратное, крестообразное в плане помещение. На дне - бордюры резных сталактитов. Остальные поверхности стен и свода были сплошь покрыты росписью "кундаль" с обильной позолотой. Позолочен был михраб (направление на Мекку) и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори - "Позолоченная". Помещение мечети было перекрыто двойным куполом, но строительство наружного купола не было закончено.
Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами.
Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом.
В медресе были произведены большие реставрационные работы. Воссоздан монументальный купол, декор над главной аркой портала. Художники-реставраторы разработали и воссоздали древнюю рельефную роспись с золочением "кундаль".

Узбекистан