Узбекские сувениры из дерева

 Дерево — один из благороднейших материалов, подаренных природой человеку не только в Узбекистане, но и на всем земном шаре. Уже на заре цивилизации человек строил из дерева себе жилища и изготавливал домашнюю утварь. И уже с тех незапамятных времен развивалось искусство деревообработки. На территории Самарканда археологи обнаружили древнейшие образцы резного дерева, хранящие на себе следы высокого мастерства.

Однако напрашивается вполне естественный вопрос: как в Узбекистане, стране настолько бедной лесом, мог зародиться этот вид декоративного искусства? Именно из-за высокой ценности и дефицитности дерева. Отношение к нему всегда было более внимательным, что привело к его тщательной художественной обработке.

Обогащенное новыми формами бытовых предметов, современным звучанием орнаментальных мотивов, древнейшее искусство резчиков по дереву продолжает жить и развиваться. Применение резного дерева в быту охватывает обширный круг предметов — от мебели до мелких декоративных безделушек — шкатулок, игольниц, подставок для книг, настенных тарелок, которые мы и предлагаем как национальные памятные подарки.

Узбекская деревянная домашняя утварь отличается большим разнообразием узоров и технических приемов обработки. Узбекские мастера используют в своем творчестве плоскую, плоскорельефную и горельефную резьбу. Техника нанесения узора имеет несколько разновидностей, но в их основе лежат две манеры « паргори» (циркульная) геометрический орнамент строится с помощью циркуля, и «ислими» (растительный узор) — переплетающиеся спиралевидные побеги наносятся по трафарету. Как правило, узор режется по заранее намеченному контуру, причем углубляется фон, рисунок же остается рельефным. В процессе нанесения резьбы дерево время от времени увлажняется или пропитывается горячим маслом для предупреждения хрупкости древесины. Это делает изделия очень прочными и долговечными.

Центрами художественной резьбы по дереву в Узбекистане являются Ташкент, Коканд, Маргелан и Хива. Старые мастера донесли до наших дней наиболее устойчивые черты этого искусства, которое с течением времени хотя и изменяется, но по-прежнему сохраняет традиционную орнаментальную основу и старые приемы обработки.

Однако в силу сложности обработки и трудоемкости ручной работы орнаментальная резьба по дереву менее распространена в Узбекистане, чем другие виды народного декоративного искусства, такие, как вышивка, керамика.

Наряду с резьбой существует особый вид художественной работы по дереву — «панджара». Это изготовление узорных решеток из деревянных брусочков, скрепленных без гвоздей и клея. Художественная роспись « нашкорлик » очень популярна в орнаментально-декоративном искусстве Узбекистана.

Деревянные фигурки, красочно расписанные темперой, изображающие национальный тип узбекских музыкантов карнайчи, героя народных сказок Насред-дина, женские украшения, шкатулки, солонки, сервизы для вина, всевозможные вазы - вот далеко не полный перечень изделий, выпускаемых ташкентской сувенирной фабрикой и мастерами Художественного фонда Узбекистана. Богата красочная гамма художественной росписи, насчитывающая до 12 цветов. Здесь используются минеральные красители, разведенные на яичном желтке, урючный клей, белила, масляные и эмалевые краски. Изделия расписывают вручную очень тонкими кистями «калями», изготовленными из волос суслика. Закрепляется роспись масляным лаком, который наносится в два слоя. Постепенный переход от одного тона к другому в росписи узбекских наккошей (художников) отсутствует. Цвета, как правило, резко контрастны. Однако, несмотря на это, роспись народных мастеров необычайно гармонична.

Узбекистан